Обыденная жизнь советских людей в неравнодушных фотографиях Михаила Дашевского, сделавшего эти кадры в 1960-80-е годы в Москве, Тбилиси, Ялте, Ташкенте, Вильнюсе. Его снимки не выдержаны в документальном жанре, а пропущены сквозь призму художественной фотографии.

Михаил Аронович Дашевский – доктор технических наук, специалист по виброзащите зданий, в течение сорока лет проработал научным сотрудником в строительном НИИ в Москве. Родился в 1935 году в советской столице. В 1958 году окончил Московский государственный строительный институт. Фотографией занимается с начала 1960-х годов. В 1969-м приобщился к московскому фотоклубу «Новатор». Рассказывая о своих работах, признаёт: «Я всё-таки реагирую не на событийную, а на психологическую ситуацию: что-то мне больно, чему-то я сочувствую. И это до сих пор остаётся недостатком снимков»

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 54
Автопортрет, 1962 год.

В одном из интервью Михаил Дашевский сказал:

Считаю, что в будущем фотография должна быть такой, какой пришлось заниматься мне: открывающей жизнь в мгновенной ситуации. Потому что всё остальное легко покрывается изобилием фотографов и техники. Выстраиваются тысячи снимков рекламы, пейзажей, на профессиональных снимках высокого уровня – закаты, восходы, оттенки. Красиво. Но это фотограф "эксплуатирует" природу, в определённом смысле её украшая. Увидеть же в человеке душу и суметь запечатлеть её – таких специалистов очень мало. То, что неповторимо – будущее фотографии. Сейчас всё есть для того, чтобы сделать идеальные снимки, но все их, как правило, можно повторить. А вот снять мгновенную ситуацию, так же мгновенно её через себя пропустив, тем более, что не только завтра, а уже в следующее мгновение её не будет – вот это искусство. Снимать ты должен только это – потому что это интересно. Ты открываешь альбом и ощущаешь очевидный запах времени, внутренний запах, не пропагандистский. Молодец, ты попал!

Работы Михаила Дашевского хранятся в частных и государственных коллекциях в России, Германии, Дании, Венгрии, Израиле, Италии, Польше, Японии, США. 20 декабря в Музее Москвы откроется его фотовыставка «Родное ретро». О новых публикациях фотографа можно узнавать на его странице Facebook. Ниже подборка снимков 1960-80-х годов с комментариями автора из архива Михаила Дашевского, опубликованного в проекте «История России в фотографиях».

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 2
Комната холостяка. Москва, 1960-е. «Мама уехала отдыхать, убирать неохота».

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 51
Арбатский переулок, Москва, 1960-е.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 59
Новый год в НИИ. Москва, 1963. «Тогда и небо было голубее, и девушки красивее и моложе. Теперь вообще-то так же, но только не для нас!»

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 56
Ночное кафе, Москва, 1962. «Только в молодости, увидев силуэты вечеринки за стеклом в каплях, можно бежать через весь город за фотоаппаратом и штативом, мокнуть ночью, порвать пленку при перемотке и все-таки отпечатать последний кадр».

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 53
«Бдящее око», 1960-е. «Наблюдает и все про всех знает. Комната была устроена из подворотни дома № 1/2. "Всюду жизнь"»!

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 4
Кухонная дискуссия. Валера Баумштейн, Боря Гусев, Эдя Аргал, 1970-е. «При бутылках было четверо, я отошел – снимать. Все выпито и съедено, пора и о главном поговорить. Московская кухня в действии. В рюмках и тарелках прекрасно ощущается меню».

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 27
После демонстрации. Площадь Ногина, Москва, 1 мая 1978.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 28
После демонстрации. Площадь Ногина, Москва, 1 мая 1978. «Шествие закончено, все, кому положено, "Да здравствуют!", активисты загружают флаги и плакаты в машины и везут в райком, а остальные, "усталые, но довольные" бредут по домам "отмечать"».

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 25
Мастер, 1978. Есть еще и литература, дело это серьезное, а при непомерной близорукости – отчасти и героическое. Но это – на наш взгляд. Для него – это просто жизнь.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 35
Белорусский вокзал. Москва, 1980-е.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 42
«Мужик с петухом». Москва, 1985.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 43
«Юра с Аликом Фаннибо». Москва, 1992. «Пустой стул со спинкой – это мой, я с него вскочил и побежал снимать. Эти двое – мудрые и несуетливые люди. Художник, конечно, вещает, Алик (физик и книжник) терпеливо слушает, Галя ко всему привыкла. Идиллия в Москве».

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 40
Жизнь солянская. Москва, 1982.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 46
Прогулка по Пятницкой, Москва, 1970-е. Дети коммунальных квартир в старых дворах. Теперь все снесено, жителей переселили в другие районы, построили новые дома для «новых русских». Снимать там теперь неинтересно – провинциальный Запад.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 50
Переход у «Наташи». Площадь Пушкина, Москва, 1970-е. «А магазин теперь называется "Бенеттон". Да и лица изменились, не говоря уже об одежде».

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 14
Новобранцы. Московская область, 1972. На перроне у аэропорта Домодедово.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 15
Железные товары. Ейск, 1976. «Фланцы, весы, куски велосипедов, водопроводные трубы – вот "рынок" тех лет. Продавцы себя уважают. Частники».

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 16
Капитан в Новгороде, 1977.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 17
Ромашки. Московская область, 1977.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 19
Богомольцы в Печерах. Псковская область, 1977. «Печерский монастырь. Один из центров русской святости. Казалось бы, просят подаяние – а какое у него светлое лицо!»

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 9
Валенки. Чебоксары, 1972.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 10
Женские судьбы. Чебоксары, 1972.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 5
«Валера», 1971. «Лица практически не видно. Но характер – весь ощущается. Не всегда нужно все детали, – блеск зрачков там, складка губ. Для ощущения – не обязательно. Это же не паспортный стол или глянцевый журнал».

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 3
Парикмахерская. Солянка, Москва, 1960-е.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 6
Сапожница. Кременчуг, 1971. «Мастерская у вокзала, где было гетто. Фотографа застукали: "Это шпион!" Разобрались. "Нет, у шпионов не бывает часов "Победа" – это возразил тот, кто в носках. Умный человек, сразу видно. Отпустили».

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 7
Торс. Судак, 1972.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 8
Кузнецкий мост. Москва, 1972. «Муравейник летнего города».

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 11
Вход на Ташкентский базар, 1972.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 12
Чайхана. Ташкент, 1972.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 13
Ателье на Кузнецком. Москва, 1972. «Фотографии помогает все – даже ремонт с голыми манекенами, обернутыми в бумагу – показывать голых тогда было неприлично».

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 18
В метро. Москва, 1977–1980. «Где хорошо думать о своем – так это в метро. Шум, никому ты не нужен, все заняты собой».

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 20
Мастер шляп. Душанбе, 1978.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 21
«Дядя Коля на завалинке». Калининская область, 1978.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 22
«Дядя Коля на лошади». Калининская область, 1978.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 23
Деревня Цветково, Калининская область, 1978.«Озерный край, родина художника Венецианова».

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 24
«Дядя Коля». Калининская область, 1978. «На снимке ему всего 43 года. Всю жизнь работает в колхозе».

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 26
На крыльце. Деревня Цветково, Калининская область, 1978.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 29
Дом Мицкевича. Вильнюс, 1979.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 30
Двор в Вильнюсе, 1979. «Тихая жизнь, "стил лайф"».

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 32
«Последний житель». Горьковская область, 1980.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 34
«Надо выпить!», 1980-е.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 36
У подворотни. Москва, 1980-е.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 37
Двое в стекле. Рязанский проспект, Москва, до 1984. «Дождь, отражения в стеклах, влюбленные! Главное – аппарат не намочить».

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 38
Философия жизни. Ялта, 1981.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 39
Собака в Ялте, 1981.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 41
Таллин в стеклах. Таллин, Литовская ССР, 1985.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 45
Таня на кухне. Большой Головин переулок, Москва, 1970-е. На такой кухне не больно-то поговоришь о светлом будущем, тут присесть бы где... «До без царя» здесь были «номера с девочками», потом – социализм в коммуналке. Зато – какая фактура!

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 47
Баскетбол. Москва, 1970-е. Двор на Пятницкой улице. Это они стул-корзину прилаживают к стене. Во всех дворах так играли.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 48
Мостик. Московская область, 1970-е. «Идешь на воскресную прогулку по лесам, а тебе – бац! Туман, фигуры, изгиб дороги... А потом всю жизнь и живешь с этой картинкой».

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 52
Читающий народ. Москва, 1960-е. «Метро. А где же еще читать – не дома же, в коммуналках! Тем более, свежие газеты – например, что нового на Пленуме ЦК КПСС!».

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 55
Три товарища. Яузский бульвар, Москва, 1962. Все жили в коммуналках, а судьбы этих трех все равно угадываются. Интересно, как все повернулось на самом деле.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 57
«Железный Феликс». Площадь Дзержинского, ныне Лубянская площадь, Москва октябрь 1962-го. Снимался как красивый контр-жур, а получился символ мощи власти, накрывавшей всех своей тенью. Опубликован 16 августа 1991 года, за 3 дня до Путча. Слава Богу, «пронесло», вместе с Путчем. В 1991 году памятник был помещен в парк искусств «Музеон».

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 58
Старик с портфелем. Павелецкий вокзал, Москва, 1963.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 60
Семечки, Москва, 1963. Рынок на площади Павелецкого вокзала.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 61
Двор на Пятницкой, Москва, 1963. «Один из самых моих ранних снимков подворотен. Как-то я снял ту же подворотню. Ничего не изменилось, лужа на месте, только дерево из деревца превратилось в деревище. Я тоже не помолодел, все идет правильным путем».

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 62
Лошади. Карелия, Кенозеро, 1970.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 63
Ростовские купола. «Время неподвижно, мужики тоже. Купола – вечны». 1965 год.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 64
Грустная лошадь. «...Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». (Владимир Маяковский). Московская область, 1966.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 72
Дворник на проспекте Ленина. Тбилиси, 1968.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 65
Львов, 1968.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 66
Бабушка и внучек. Тбилиси, 1968 год.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 67
«Серьезное дело». Эти уж точно ничего и никого вокруг не замечали, не то, что фотографа! Ярославль, 1969.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 71
Двор с велосипедом. Майские праздники. Безмятежность и покой разлиты в воздухе. Начало весны. Ярославль, 1969.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 68
На бульваре у Гоголя. Москва, 1970-е.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 69
Механик Юлий Иванов. Москва, 1970-е.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 70
Дочь рыбака. Кенозеро, Карельская АССР, 1970.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 31
У моря. Ялта, 1979. Набережная. Безмятежность ранней весны.

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 49
Коренные москвичи. Москва, 1970-е. «Набережная "канавы", протоки Москва-реки. Это Балчуг, где стояла старая дешевая гостиница. Снесли, теперь там "5 звезд"».

Родное ретро. Фотограф Михаил Дашевский 44
Ленинградская Венера. Ленинград, 1970-е. «Яша Цукерман, потом легендарный издатель первой еврейской газеты "Народ мой", завел автора в какой-то двор и сказал: "Смотри!", а сам уселся на ящик отдохнуть. Чего еще желать!»

Источник